Мемориальный комплекс Махдуми Азам

Мавзолей Махдуми Азама (Махдум-и Аъзам) расположен в Акдарьинском районе Самаркандской области и является одним из центров притяжения паломников (зиёратгох).

Махдуми Аъзам

Хазрат Махдуми Азам (Саид Джалал ад-дин Ахмад ал-Касани ад-Дахбеди) считается потомком Пророка в двадцать первом поколении. Он родился в 1461 году в Касане (на территории современного Касансайского района Наманганской области). После окончания медресе в Фергане и в Ташкенте он поступил в ученики (мюриды) Мавлоно Мухаммада Кази (ум. в 1516 г.), который в свою очередь был учеником Шейха Хужа Ахрора Вали (1404-1490) и после его смерти возглавил суфийский орден Накшбандия. В 1516 г. главой накшбандийцев стал Махдуми Азам, какое-то время жил и проповедовал в Кашгаре.

Махдуми Азам (в переводе — великий господин) почитается в исламском мире, как богослов, внёсший значимый вклад в развитие суфизма, оставивший более тридцати теологических трактатов (многие его сочинения хранятся в Институте востоковедения АН Узбекистана, одно из них объёмом 668 страниц). Является основоположником школы Дахбедия, шестьдесят его мюридов впоследствии получили высокий духовный сан «пир», за что Махдуми Азама уважительно называют «пиром шестидесяти пиров«.

В 1528 году Махдуми Азам переехал в местечко Дахбед (Дагбит) недалеко от Самарканда и здесь прожил последние 14 лет своей жизни, умерев в 1542 году в возрасте 81 года.

Легенда

На территории комплекса растёт четырёх-ствольная чинара, возраст которой около 600 лет. Несмотря на огромное дупло в его корнях, оно до сих пор покрывается листьями. По легенде, это дерево было перенесено сюда из Ирана силой мысли Махдуми Азама.

Так, во время молитвы Махдуми Азам наказал своим ученикам не открывать глаз. Но один ученик его ослушался. И очутился в мрачном иранском зиндане. На его крики сбежалась стража, и бесноватого, по их мнению, узника привели к иранскому шаху. Ученик попытался объяснить происходящее, чем развеселил владыку и он приказал привязать «лжеца» к дереву, презрительно обронив: «Если твой шейх такой всемогущий, пусть он тебя заберет обратно…». На утро на этом месте не оказалось ни мюрида, ни дерева – только яма от корней…

Говорят, что потрясенный иранский шах завещал похоронить себя в ногах Хазрата. Местные служители даже указывают на его могилу, недалеко от которой растёт иранский тутовник-долгожитель, удивляя паломников и туристов своей необычной формой и размерами.

Мавзолей

В 1618 году по приказу тогдашнего правителя Самарканда Ялангтуш Баходура на месте погребения Махдуми Азама были построены усыпальница (дахма) и мечеть. Следует отметить, что своим пиром (духовником) Ялангтуш Баходур считал Хужа Хошим ибн Мухаммад Амин — внука Махдуми Азама.

Самое монументальное сооружение комплекса Махдуми Азам — ханака — шестистолпное двенадцати купольное продольно-осевое сооружение в сочетании с глубоким деревянным айваном на длинной стороне купольного зала. Первоначальная планировка включала большой зал для радений (зикра), подсобные помещения и тахарат-хану (комнату для ритуальных омовений).

Во дворе ханака был возведен минарет, сохранивший к концу XIX в. высоту 8 метров. С восточной стороны сохранилось ещё одно небольшое сооружение — «малая мечеть».

К северу от ханака расположена дахма (суфа) — почти квадратное сооружение высотой 1,55 м., сложенное серым «самаркандским мрамором»; углы оформлены мраморными полуколонками, украшенными кораническими изречениями. На суфе 7 стел и одно надгробие с резьбой. 

У подножья суфы с юга размещено 9 надгробий: 7 погребений Саидов (потомков Махдуми Азама), а также Ялангтуша Бахадура и его дочери Иклим.

По местной традиции считается почётным быть захороненным недалеко от могилы потомка пророка, как центра притяжения паломников. Вне ограды вокруг дахмы расположены еще 46 надгробий.

В настоящее время общая площадь мемориального комплекса составляет 38040,73 кв.м. По данным Самаркандского отделения Агентства «Узархив» в некрополе похоронены:

Саиды — потомки Пророка:

  • сам Махдуми Азам умер в 949 г. по мусульманскому летоисчислению (1542 г.);
  • Мухаммад Амин Хужа Калон — 1005 г. (1596 г.);
  • Хужа Хошим ибн Мухаммад Амин — 1046 г. (1642 г.);
  • Мусо Хужа ибн Хужа Хошим — 1152 г.;
  • Мухаммадхон Хужа — 1168 г.;
  • Мухаммад Мусохон Хужа Дахбеди — 1169 г.;
  • Хужа Мажнун ибн Хужа Хошим — 1171 г.;
  • Исо Хужаи Дахбеди (1776 г.);
  • Хужа Мухаммад Мусо — 1217 г. (1802 г.);
  • Мухаммад Авлиёхон Хужа — 1217 г. (1802 г.);
  • Имоми Камол (Хужа Камол) ибн Хужа Хошим
  • Абдулмумин Хужа;
  • Мухаммад Розик Хужа;
  • Мухаммад Бобо Хужа;
  • Абдулгаффор Хужа;
  • Султонхужа Турахон Шайх — 1273 г.;
  • Мухаммад Аминхужа ибн Турахон.

правители и члены правящих династий:

  • Хужабий ибн Курбонбий — 1016 г.;
  • Бобокул ибн Хайдаркул — 1021 г.;
  • (?) ибн Бойхужабий — 1024 г.;
  • Авазбек ибн Бойхужабий — 1053 г.;
  • Абдурохмонбек ибн Хожибий — 1053 г.;
  • Мухаммад Юсиф ибн Мирзо Рахим — 1057 г.;
  • Абдурахмон ибн Наврузбий — 1058 г.;
  • Ялангтуш Баходур ибн Бойхужабой — 1066 г. (1655/1656 г.);
  • Султонкулбек ибн Ялангтуш Бахадур — 1069 г.;
  • Абдулкарим ибн Абдулмажид — 1077 г.;
  • Ойбиби Ялангтуш кизи — 1077 г. (1666 г.);
  • Шох Хидоят ибн шох Косим (шах Афганистана) — 1079 г. (1668 г.);
  • Давлаткелдибек — 1079 г.;
  • Шох Содат ибн шох Хидоят (шах Афганистана) — 1100 г. (1688 г.);
  • Шох Хужа ибн Санжархужа — 1169 г.;
  • Санжар ибн Мирзо Чакарий;
  • Абдулкаримбек ибн Хожибий — 1268 г.;
  • Саййид Али ибн Мухтасиб Хожи;

представители знати и почетные горожане:

  • Гулбеки Мирзо Чакарли кизи — 1032 г.;
  • Улуғбека Мирзо Чакарли кизи;
  • Мирзо Мухаммад ибн Абдуллох Кулубий — 1034 г.;
  • Жахонгир;
  • Фотима биби — 1077 г.;
  • Фунун биби Турсунбек кизи;
  • Ахмадбек ибн Абдулкаримбек.

По книге «Махдуми Азам и Дахбед» историка Комилхона Каттаева (потомка Махдуми Азама), последним похороненным здесь в 1901 году согласно Приказу-разрешению временного генерал-губернатора Самарканда того времени Арандаренко Георгия Алексеевича стал прямой потомок Махдуми Азама — Саид Акрамхон Дахбеди ибн Авлиёходжа ибн Ханходжа.

У мазара Махдуми Аъзам (1904-1910 гг.). Источник фото: Tashkent Retrospective

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s