Море погибших кораблей

Пишут Елена Щипкова и Игорь Дмитриев, lenorlux.livejournal.com

Поначалу все это кажется какой-то странной, фантасмагоричной декорацией к нереальной реальности. Ну откуда тут, в десятках километров от ближайшей воды взяться кораблям? Какая неведомая сила принесла их сюда и бросила умирать с жарких песках Каракалпакстана? А потом вдруг понимаешь, что идешь по дну моря и от этой мысли становится еще страшнее. Мертвое море, вернее нет.. убитое море.

Мы в Муйнаке на кладбище кораблей. Когда-то тут было море…..

Еще 70 лет назад Муйнак был вполне процветающим городом на берегу Аральского моря, снабжавшим весь, тогда еще огромный Советский Союз, рыбными консервами. Рыбу ловили в Арале, бессточном соленом море-озере на границе Казахстана и Узбекистана. Флот Аральского моря включал 158 кораблей, на которых в 1965 году работало 2200 рыбаков. Питали Арал две реки — Сырдарья и Амударья.

Амударья брала свое начало в предгорьях Таджикистана и по дороге до моря значительная часть воды терялась — уходила на полив или просто в грунт. Беда пришла в 1950 году, когда чья-то умная голова придумала построить Каракумский канал, забравший почти 50% воды Амударьи.

За такое вмешательство природа начала мстить и одно из четырех самых больших в мире озер стало стремительно пересыхать. За несколько десятков лет там, где плавали рыбы стали царствовать пески. На смену Аральскому морю пришла Аральская пустыня — Аралкум.

Вот так выглядел Арал из космоса, по фотографиям видно как уходила вода.

Муйнак в переводе значит живучий. Рыбзавод закрылся, но город выжил, приспособившись к жизни среди песков. О том, что когда-то тут была вода напоминают лишь старые рыболовецкие суда, притягивающие сотни туристов и напоминающих о той страшной экологической катастрофе, которую люди сделали своими собственными руками.

порт в Муйнаке, архивное фото

Первое кладбище кораблей я видела у нас на Кольском, в Териберке. Оно оставляет впечатление грустное, но море вот оно, плещется и корабли друге по нему все равно ходят и жизнь продолжается. А тут… тут ощущение полной тоски с привкусом какой-то инопланетности, потому что глаза видят, мозг все понимает, а подсознание все равно отказывается верить..

Возможно это покажется странным, но именно мертвые корабли помогают сегодня Муйнаку выжить, принося доход от тех туристов, которые приезжают сюда, практически на край света (да, он бывает не только в Заполярье), что бы сделать себяшнечку на фоне корабельных скелетов.

Я иду по раскаленному песку. Хорошо, что на мне чудесные финские тапочки на толстой подошве, иначе сожгла бы ноги. Внимательно гляжу под ноги, сильно ядовитых змей тут вроде как нет, но лучше не рисковать. А еще колючки, да-да, те самые, верблюжьи. Я не знаю как их едят верблюды, но если они впиваются в ногу, то это больно.

Возле ближних кораблей туристическая тусовка, пока есть время ухожу к дальним. Идти недалеко, но солнце жарит так, что мозги, кажется, сейчас закипят, а вода в бутылочке давно стала противно-теплой.

Он стоит среди своих товарищей по несчастью, у него вспорото брюхо и кажется, что каждый, заходящий внутрь, делает ему больно

Еще недавно это было морем…

После Муйнака выражение «корабли пустыни» для меня заиграло совсем другими красками. Вот они, тихо умирающие без воды …очень печальный пример того, как умеет мстить природа, если в нее бесцеремонно вмешиваться. Сюда нужно привозить всех тех, кто возомнил себя «царями природы», пусть поглядят во что могут вылиться их «царские» дела.

Добраться до Муйнака можно автобусом или на такси из Нукуса, правда автобус тут ходит всего дважды в день, так что такси получится хоть и дороже, но надежнее.

При желании в Муйнаке можно остановиться на ночь в гостинице, а потом нанять джип ( вернее два, по одному тут никто не ездит) и проехать 100 км до нынешнего берега Аральского моря.

Добавить комментарий