Янгиабад — город, затерянный во времени

Автор: Дарья Пензова (TBLD.UZ). Фото: Камила Рустамбекова, Диёр Мадрахимов

Город Янгиабад строился в конце 1940-х годов как шахтерский поселок, добывающий урановую руду в шахтах. Последние урановые рудники были закрыты еще в 1980-х годах. В советское время город был режимным и находился на московском обеспечении. Попасть в него было крайне затруднительно. Сейчас Янгиабад является опустевшим городом, население которого составляет около 10-15% от советского времени.

Янгиабад расположен на склоне Чаткальского хребта и орошается водами Каттасая. Из-за высокой сейсмической активности, дома в городке строились не выше 3-х этажей. Строился он силами немецких переселенцев, поэтому имеет своеобразную архитектуру в духе немецкого городка XIX—XX века.

По переписи населения 1989 года в Янгиабаде жило 11 709 человек, по словам жителей, сейчас здесь проживает около 500-600.

По словам приезжих из других регионов Узбекистана, Янгиабад похож по климату на Швейцарию, чем привлекает каждый летний сезон множество отдыхающих со всей республики и не только.

Вы если из Ташкента, можете дать номер телефона министерства газовой промышленности? Или кто заведует газом? Меня не устраивает, как они нас обеспечивают,

— спрашивает одна из жительниц города.

Она перебралась в Янгиабад еще в 50-60-годах вслед за сыном. Женщина по профессии бухгалтер, но работу бросила, когда стала жить в Янгиабаде. Здесь она стала работать машинистом в котельной, а оклад получала как шахтеры.

Недавно прочла в интернете, что нам повысят на 37% пенсию. Буду кутить,

— весело говорит женщина, посмеиваясь.

Несмотря на ее оптимизм и жизнерадостное настроение, женщина жалуется, что администрация города плохо работает.

Как выяснилось, в Янгиабад привозят пропановый газ. В последний раз, когда его завозили, хватило ровно на 10-12 дней. Женщина на днях созванивалась с депутатом и ей обещали, что в понедельник после обеда должны привезти новую партию газа. Счетчики им не устанавливают, поэтому платят они за каждый привоз.

Жителям города советуют брать кредиты, чтобы они устанавливали в своих жилищах котлы, но большинство жителей Янгиабада – это пожилые люди, у которых на установку котла просто нет сил.

Я не знаю в чем дело. Это безобразие не заканчивается. Дукент — нижний поселок страдает также, но Янгиабад находится на 1400 метров над уровнем моря, и у нас намного холоднее. Еще немного, и здесь будет как зимой. В 1992-1994 годах у нас вырубили котельную и разобрали на части. Вот с тех пор у нас в городе и проблемы с газом,

— утверждает жительница города.

По ее словам, за первый залив газа ей пришлось заплатить 21 000 сум. Через десять дней приехала вторая машина и ей пришлось заплатить столько же. Сейчас она сидит без газа и ждет уже третью машину.

Я никогда не вру. Бог свидетель. Сейчас я две спиральки включила чтоб хоть немного тепло было в квартире. За свет платить дорого, а что делать, когда холода, а газ не привозят?

Главные проблемы города – это газ и дороги

Янгиабад находится в 17 километрах от Ангрена. Ранее между двумя городами действовал общественный транспорт, но сейчас с ним у жителей поселка возникают проблемы. Пару раз в день из Янгиабада ходит маршрутка в Ангрен, стоимостью по 3 000 сум в одну сторону. Не все родители могут позволить оплачивать каждодневную езду размером в 6 000 туда и обратно. Возникает множество ситуаций, когда по утрам ребенок может опоздать на единственную маршрутку. Тогда приходится идти в школу пешком.

Образовательных учреждений в Янгиабаде больше нет. Раньше здесь функционировала школа, но она закрылась. Теперь ребята должны ездить в ближайшие города – Ангрен или Дукент. Возле небольшого базарчика в городе, иногда стоят пару таксистов, но школьники не могут себе позволить каждодневную езду на маршрутном такси.

Несколько лет назад из Янгиабада в Ангрен или Дукент ходили автобусы, теперь же автобусов нет, и никто не может решить эту проблему. Председатель одного из поселков, что неподалеку от Янгиабада, добился того, чтобы до ближайших городов можно было добраться на автобусах, которые ходят каждые 15 минут.

Они специально нас так держат здесь, чтобы мы поскорее все сдохли. Детей не можем в школу отправить. Им приходится в Ангрен, в Дукент пешком ходить. Автобусы перестали ездить. Мы уже в открытую говорим администрации города, что если не могут работать и обустраивать город, то пусть увольняются,

— жалуются молодые матери города.

На собраниях, обычно, много криков. Жители требуют выполнения своих обязанностей от администрации и все собрания проходят на повышенных тонах. В тоже время, постоянно поднимаются одни и те же темы: газ, дорога и свет на улице.

По вечерам в городе темно, мало улиц освещается. Зрение у многих ослаблено, лампочек на улице нет. Большинству жителей города за 50-60 лет, и передвигаться им трудно.

Прическа, каблуки и меня хоть сейчас в дом модели. А вы знаете, я уже и забыла, когда на каблуках ходила. Боимся по вечерам выходить потому что темно, фонари не работают. Хоть лампочки бы на нашей улице поставили.

Дворников в городе нет. Уборка происходит за счет самих жителей Янгиабада. Бабушки сами подметают в своих дворах, а потом поджигают осенние листья, потому что собрать и утилизировать мусор самим – для них уже трудно.

Раньше я нанимала специальных людей, чтоб убирали у нас во дворе. Жители города своими силами здесь пытались облагородить участки. Местная власть ничего не хотела делать.

В одном из дворов Янгиабада, стоит спортивная площадка, к которой по вечерам собирались жители города и играли в баскетбол или волейбол. Женщина, что живет напротив площадки, нанимала специальных людей для очистки территории, чтобы молодые люди могли здесь играть. Теперь она этого делать не может. Скамейки в городе также старые и побитые. Администрация их не восстанавливает. Некоторые семьи возле своих домов, своими силам восстанавливают скамейки, чтобы хоть чуть-чуть привести городок в порядок и ради своего удобства.

Здания Янгиабада – построенные еще в 40-х годах. Они старые и требуют особого ремонта, который при этом, сохранит их природную красоту. За место этого, стены дома красят краской не лучшего качества, уничтожая всю прелесть и не стараясь сохранить лучший вид зданий.

При этом, не так давно, в Янгиабад, по словам его жителей, приезжали с «Узбекфильма» и снимали кино. В город завезли старинные машины, на фоне которых снимались узбекские актеры. Как говорят сами янгиабадцы, за счет старых, неотремонтированных и обшарпанных зданий, здесь можно снимать яркие фильмы, перенося сюжет в прошлое.

Должны ведь деньги выделять на благоустройство города. Но я за эти десятилетия ничего не видела. Был как-то случай, что пилили тополя. Пилили по делу, они внутри прогнившие были. Так мне администрация города в лицо сказала, что в махалю перечислили три миллиона сумов на посадку новых деревьев. Слова я у него не вытягивала, но посажено ничего не было.

Одна из жительниц Янгиабада сама сажала арчу, цветы, но больше своим садом не занимается, ей это дело надоело. Раньше у нее росли подснежники, нарциссы, тюльпаны, розы, георгины. Но ей отрезали воду для полива. Цветы она не продавала, плоды с фруктовых деревьев собирать не планировала. Теперь все заброшено.

Несмотря на общее запустение города, на разбитые дороги, в городе открываются отели и кафе. По словам жителей, открытие новых точек хорошо сказывается на Янгиабаде, потому что таким образом, у молодежи появилось больше места для трудоустройства.

В городе действует завод Shaffof, но и там практически все работающие – приезжают с Ангрена. Раньше город существовал за счет рудника, а теперь этого производства нет. Янгиабад планировали отстроить как спортивный отдыхающий городок, но пока что особых изменений в городе нет. В центре стоит здание Федерации бокса, куда приезжает множество спортсменов, которые занимаются и бегают на тренировки.

В Янгиабаде величественно стоит Дом Культуры, что уже десятки лет собирает в своих стенах множество детей и молодежи. Культурная жизнь в городе достаточно яркая, хотя в последнее время выступления в ДК не проводятся из-за карантина. Летом здесь иногда выносят массивные колонки на улицу и устраиваются дискотеки. На главной площади по праздникам проходят концерты, на которые собираются все жители города.

Раньше в этом же Доме Культуры на втором этаже действовала большая библиотека с собраниями книг и сочинений. По словам жителя, в один день за книгами приехали из Ангрена, и все забрали. Теперь где находятся книги – неизвестно.

Мы так думаем, их все на макулатуру забрали,

— отвечает мужчина.

Летом в Янгиабад приезжает большое количество туристов, а многие семьи перебираются в город на весь сезон так как здесь достаточно прохладно; есть поблизости речка, в которой можно купаться; горы, куда можно устраивать походы; небольшие водопады, до которых легко добраться. Те, кто любит приезжать на отдых в Янгиабад, называют город «Узбекской Швейцарией» за его благоприятный климат и природу.

Надо прям по городу пройти и навести порядок. Пусть два автобуса пустят, пусть газ проведут по-человечески, пусть свет на улицах включат – и сразу в городе лучше станет,

— делится пожилая жительница города.

Единственное, чего не хватает городу – это заботы со стороны администрации чтобы Янгиабад начал процветать.

TBLD.UZ – проект о людях Узбекистана. Мы пишем о тех, кто живет и творит рядом с нами, а также об узбекистанцах, добивающихся успеха за рубежом. Мы убеждены, что Узбекистан богат историями, а также красивыми, успешными и целеустремленными людьми. Они создают события, вписывают свои имена в историю нового Узбекистана и меняют страну.

Добавить комментарий