Ташкентская табачная фабрика

Сейчас мало кто знает историю появления в Ташкенте табачной фабрики, уж тем более, почти никто не видел образцы её продукции. А между тем, она была весьма разнообразной и скорее была рассчитана не на курильщиков, а на коллекционеров — к юбилейным датам и значимым поводам ташкентская табачка выпускала специальные лимитированные серии сигарет. Это всё я узнал от обладателя, пожалуй, единственной в мире коллекции сигарет Ташкентской табачной фабрики Алишера Саидназарова, который прислал мне фотографии некоторых раритетов.

Я, конечно, сразу кинулся гуглить дополнительную информацию, потому что никогда не слышал о том, что в Ташкенте была старейшая в республике табачная фабрика. Казалось, что история этой отрасли ограничивалась ферментационными заводами в Ургутском районе и построенным в Самарканде уже во второй половине 90-х заводом УзБАТ (совместное предприятие с транснациональной компанией British American Tobacco).


«До прихода BAT в Узбекистан в Самаркандской и Джизакской областях выращивался табак сорта «Дюбек». В 1994 году под табак было занято 9000 га, причем 98% всех посевов сосредоточено в Ургутском районе Самаркандской области. Первичная переработка сырья ведется на двух ферментационных заводах в Ургуте и Самарканде, а сигареты производятся на единственной в республике Ташкентской табачной фабрике».

«Англичане обустраивают табачную отрасль Узбекистана«, газета «Коммерсантъ», 25.04.1996 г.

Первая и единственная ссылка о Ташкентской табачной фабрике ведёт, естественно и ожидаемо, на сайт «Письма о Ташкенте». Десять лет назад, в 2012 году Евгений Семёнович Скляревский опубликовал там рекламный постер: «Дымок уртакских табаков лучше всех других сортов».

Читатели альманаха со ссылкой на данные Российской национальной библиотеки выяснили, что плакат выполнен неизвестным художником в 1929 (!) году методом хромолитографии.

Посмотрите, какой он красочный, а сколько на нём сигаретных марок! А как хорош этот стильный ташкентский НЭПман почти столетней давности!

К слову, в 2010 году постер выставлялся на выставке «Русский конструктивизм 1920-х — 1930-х годов» в музее города Шомон во Франции.

Артефакты из коллекции Алишера Саидназарова относятся к эпохе развитого социализма — середине 60-х годов и позднее, но они чрезвычайно интересны, потому что отражают важные вехи в истории Узбекистана: выход 15-ти томного собрания сочинений Алишера Навои на узбекском языке, строительство метро и запуск отдельных станций, открытие месторождения в Зарафшане.

«Самые редкие в мире сигареты Ташкентской табачной фабрики. Эту коллекцию собирал шофёр тогдашнего руководителя Узбекистана Шарафа Рашидова. Многие пачки единственные в мире. Таких больше не осталось. У меня они запечатаны в фабричной слюде, внутри оригинальные папиросы с фильтром».

— написал мне Алишер.

Смотрим:


Мне кажется гениальным такой способ популяризации достопримечательностей и достижений — марки и открытки всё же для ограниченного круга коллекционеров, монетки и значки дороже в производстве, а сигаретные пачки в повседневном ходу у широкого круга курильщиков.

Согласны?


Немного из истории появления табачных производств в Ташкенте

Первые опытные посевы американского, турецкого и голландского табака на территории Узбекистана были произведены купцом И. И. Первушиным в 1869 г. Получив положительные результаты, вскоре он открыл в Ташкенте табачную и папиросную фабрики.

портал «Мой город»

Первая  табачная фабрика была открыта Первушиным в 1877 году.

В 1886 году их было уже восемь – Первушина, Айзика Бровермана, туземной еврейки Календаревой, грека С. Г. Попадуполо, Султана Агельдиева, К. В. Бубнова, А. А. Метрикова (из евреев) и евреев Абдрхманова и Пенхаса Чилякова.

Из перечисленных фабрик в 1912 году не существовало ни одной. Дольше всех существовала фабрика Первушина (30 лет), которая была закрыта в 1907 году.

В 1909 году табачных фабрик функционировало 3, товарищества н-ков Н. И. Иванова, наследников Э. М. Мизгирева и И. Н. Попова. Табачная фабрика и папиросная мастерская Н. И. Иванова были выстроены в 1904 году, на которых имелось паровая машина и электрическое освещение, 2 крошильных станка, 6 машин для механической выделки папирос и 7 гильзовых машин. Годовая производительность в начале достигала 200000 рублей, а к 1912 году не более 50000 рублей. Число рабочих с 80 сокращено до 20 и администрации содержалось вместо 9 только 4 человека.

У фирмы Первушина существовали свои табачные плантации. Ежегодно засаживалось табаком 15-20 десятин, сбор с которых достигал 1000 пудов. Культивировался табак турецкий, кавказский и бессарабский. Табак с плантации Первушина получался прекрасный по цвету, но не удовлетворительный по вкусу. Последнее обстоятельство приписывалось тому, что посадка табака производилась на низких местах. С проведением железной дороги рабочие руки подорожали, культура табака стала обходиться слишком дорого, между тем ташкентский рынок переполнился привозными табачными изделиями, почему и пришлось плантации уничтожить.

Фирма Н. И. Иванова также имела свои табачные плантации в Ташкенте и Аулие-ата, размер которых по тем же причинам, как и фирмы Первушина, год от года сокращался, и, наконец, в 1910 году прекратили свое существование.

— подробнее на сайте OldTashkent.

Добавить комментарий