Парк не видали? Национальный такой…

На совещании 3 июня президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подверг резкой критике непрозрачный порядок выделения земель и подчеркнул необходимость ускорения работы по усилению государственного и общественного контроля за их выделением и использованием. 

9 июня министр юстиции Русланбек Давлетов проинформировал журналистов о том, что указ президента о превращении земельных прав в рыночный актив не публиковался для общественного обсуждения во избежание «хищения земель на государственном уровне»:

«Была вероятность внезапного обострения незаконных процессов, если бы указ был вынесен на общественное обсуждение. Хокимияты могут получить регистрационный номер заранее, а затем указать другую дату или принять документ «задним числом».

Глава минюста особо упомянул и Ташкент:

«В Ташкенте и в Самарканде земля очень дорогая. Поэтому нужно определить настоящую стоимость этих земель на аукционах, а деньги должны поступать государству».

Комсомольское озеро

17 августа 1930 года Ташкент стал столицей Узбекской ССР. До этого, с момента образования Узбекистана в 1924 году, заглавным городом республики являлся Самарканд.

В 1932 году в центре новой столицы была заложена крупнейшая в Центральной Азии городская парковая зона с огромным искусственным водоёмом. Методом хашара, то есть в результате коллективного труда сотен волонтёров, на месте карьеров кирпичного завода появилось рукотворное озеро, которое, отдавая дань молодым добровольцам, ставшим локомотивом этих работ, назвали Комсомольским. Котлован площадью около девяти гектаров имел глубину от полутора до шести метров, а также два относительно крупных острова.

3 июля 1939 года здесь на территории в 29 гектаров открылся Центральный парк культуры и отдыха имени И. В. Сталина.

По генплану, разработанному архитекторами М. Булатовым и Л. Карашом, вокруг Комсомольского озера были оборудованы пляжи и лодочная станция, построены водный стадион «Динамо» и зелёный театр. Круговая аллея, окаймлявшая озеро и местами превращавшаяся в набережную, связывала все объекты, расположенные на перпендикулярных осях к контуру водоема.

5 августа 1940 года в парке была запущена детская железная дорога (ДЖД). Её проектирование велось по указанию председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР Юлдаша Ахунбабаева еще с 1936 года.

Первая очередь ДЖД представляла собой S-образную линию протяженностью 1070 метров с двумя концевыми станциями Солнечная и Заозёрная.

В 1955 году существующая линия была продлена на 650 метров: построен металлический мост через канал и новая концевая станция Комсомольская.

Подробнее на сайте Детские железные дороги СССР – История и современность

Уникальность ДЖД заключалась в том, что она обслуживалась ташкентскими школьниками.


«Ташкентская детская железная дорога — не аттракцион, как порой кажется некоторым обывателям, это полноценная железная дорога, а вместе с тем и учебное заведение, где молодое поколение обучается взрослому делу и впоследствии выполняет работу взрослых, которая требует большой ответственности. Шутка ли, за спиной — почти сотня пассажиров, за которых молодые несут ответственность, пусть и под наблюдением инструктора и наставника»,

Газета.uz.

В 50-70-х гг. по Комсомольскому озеру курсировал речной теплоход «Дружба».

В октябре 1961 года, после XXII съезда КПСС, парк получил новое имя – Ленинского Комсомола.

В 1972 году на площадке от центрального входа в парк, где до 1962 г. стоял памятник В. Ленину и И. Сталину, был торжественно открыт монументальный комплекс «Слава комсомолу», включавший десяти​метровый бронзовый памятник «Раненый воин», работы скульпторов Анвара Ахмедова, Ивана Кленицкого и архитектора Евгения Ефремова (демонтирован в 1992-93 гг.).

На открытии комплекса присутствовал первый секретарь ЦК КП УзССР Шараф Рашидов. Ежегодно 9 мая с этого места давался салют.

Подробнее об истории и судьбе памятника читайте в канале Tashkent Retrospective

Национальный парк

22 сентября 1991 года постановлением Ташкентского горисполкома Центральный парк культуры и отдыха имени Ленинского комсомола был преобразован в Национальный парк Узбекистана. За счет сноса прилегающих махаллей его территория увеличилась до 65 гектаров.

Весь 1991 год в Узбекистане был объявлен годом Алишера Навои — как основателя узбекского языка и литературы, в республике широко отмечалось его 550-летие. По этому случаю в Национальном парке, получившем имя этого поэта и мыслителя, появился монумент, который стал символом национального возрождения и приверженности нового независимого государства высоким идеалам гуманизма. Все главы иностранных делегаций, посещавшие Ташкент с государственным визитом, возлагали цветы к его подножию, чем, с одной стороны, выражали уважение культурной и исторической самобытности, с другой, подчеркивали неразрывную связь и значительный вклад народов Узбекистана в развитие общечеловеческой цивилизации.

Если бывшая площадь Ленина, переименованная указом президента от 5 сентября 1991 года в площадь Мустакиллик (Независимости), получила идеологическую смысловую нагрузку, то концепт Национального парка исходил из того, что это должно быть главное общественное пространство Узбекистана, подчеркивающее культурно-исторические особенности его народов.

Примечательно, что первые десять лет главные официальные торжества по случаю государственного Дня Независимости проходили на площади Мустакиллик, а празднование народного Навруза и гуляния устраивались на территории Национального парка (в начале 2000-х, то ли по соображениям экономии, а скорее всего из-за капитальной реконструкции площади Мустакиллик, ставшей обязательным пунктом в программе пребывания зарубежных лидеров и протокольных мероприятиях с участием Ислама Каримова, оба события стали организовываться в амфитеатре Национального парка).    
Праздничные торжества с участием президента Ислама Каримова в амфитеатре Национального парка имени Алишера Навои. Ташкент, 21 марта 1997 года. Источник фото: сообщество Tashkent Retrospective

Эта концепция подчеркивалась тем, что в находящемся на территории Национального парка средневековом медресе Абулкасыма (XIV в.) расположилось правление фонда «Олтин мерос» («Золотое наследие»), Ассоциация ремесленников «Хунарманд» и мастерские.

В это видение Национального парка, как общественного пространства, хорошо вписался Дворец «Навруз», объединивший всё необходимое для бракосочетаний и проведения семейных торжеств: ЗАГС, несколько банкетных залов, фотостудия, салоны красоты и т.п. Само здание общей площадью более 12,5 тыс. кв. м. построено в 1983 году по проекту архитекторов Р. Якубова, Б. Островерхова, Н. Батарина, но введено в эксплуатацию 21 марта 1991 года.     

В 1997 году на противоположной от «Навруза» стороне парка появилось здание Олий Мажлиса — парламента Узбекистана — высшего представительного органа, олицетворяющего народовластие. Проект разработан заслуженным архитектором В. Акопджаняном, автором монумента Алишеру Навои. Первоначально многоколонное сооружение было доступно для близкого рассмотрения, после серии взрывов 16 февраля 1999 года, здесь, как и вокруг всех других правительственных зданий, появились зоны безопасности с высоченными металлическими решетками. 

В сентябре 2006 года в парке был возведён Дворец искусств, получивший название «Выставка культуры и искусства». Он функционировал под эгидой министерства по делам культуры и спорта и изначально задумывался для экспозиции «произведений изобразительного, прикладного искусства и народного ремесленничества, воспевающих идею национальной независимости, свободную и светлую жизнь, порождающих у посетителей чувство глубокого уважения к традиционному искусству и национальным ценностям нашего народа; художественных фоторабот, всесторонне и глубоко отражающих богатую историю нашего народа, обычаи и традиции, насыщенную жизнь и яркие образы наших соотечественников, их мечты и устремления».

В этом здании, в частности, регулярно проводились волонтёрские благотворительные мероприятия и ярмарки хендмейдеров.

С 2007 года между монументом Алишера Навои и Выставочным залом на территории Национального парка в честь юбилейных дат стали устанавливать памятники народным писателям: Абдулле Каххару (2007 г.), Ойбеку (2010 г.), Саиду Ахмаду и Саиде Зуннуновой (2013 г.).

Долгое время традиционный для национального садово-паркового дизайна четырёхчленный план Национального парка оставался неизменным: на оси между Дворцом «Дружбы народов» (позже «Истиклол») и парковой зоной у бывшего Комсомольского озера последовательно расположены большой круглый бассейн с фонтаном, амфитеатр и сцена с угловыми купольными башнями, мост через канал, а на холме – купольный монумент со скульптурой Алишера Навои.

По двум сторонам центрального амфитеатра на границах парка:

по улице Фурката — Дворец «Навруз» и центральный входной портал в национальном стиле у площади Бешагач;

по проспекту Дружбы народов (позже Бунёдкор) – медресе Абдулкасыма, здание Олий Мажлиса (позже Законодательной палаты Олий Мажлиса) с отдельно вынесенным офисом уполномоченного по правам человека (омбудсмана) и приемной граждан. Далее у станции ташкентского метрополитена «Ёшлар» (позже – «Миллий бог») второй входной портал в национальном стиле и Выставочный зал культуры и искусства;

со стороны улицы Байналмилал (ныне Сеульская) – Детская железная дорога и примыкавшая к ней территория.

Национальный парк Узбекистана на карте Ташкента 2005 года. ДЖД обозначена автором сайта infojd.ru

В 2005 году Национальный парк подвергся капитальной реконструкции и благоустройству, в частности, в соответствии со специальным списком с его территории был снесен ряд административных и хозяйственных зданий и сооружений, в том числе принадлежавших дирекции Фонда выставок Академии художеств Узбекистана. Правительственным решением она была передислоцирована с улицы Байналмилал, 2 на новый адрес (ул. Лутфи, 10-а).

В это же время была капитально отремонтирована и вновь стала автомобильной упомянутая обводная улица, выполнявшая функции по разгрузке пересечения Узбекистанской и Халклар дустлиги. Это обстоятельство, вероятно, стало причиной возникновения интереса к этой тыльной части Национального парка, где большие пространства занимала сама узкоколейка ДЖД, станции и другие вспомогательные объекты.

Прецедент коммерческому освоению национального достояния, но на участке, не сопряженном с ДЖД, в 2005 году создала коммерческая автозаправка «UzGazOil» от скандально известной компании Zeromax, пользовавшейся высоким покровительством. Несколько лет спустя, вся сеть АЗС «UzGazOil» отошла к НХК «Узбекнефтегаз» в счет компенсации государственного ущерба.

В 2006-2007 гг. объекты детской железной дороги стали испытывать хронические атаки вандализма. Администрации РЖУ-Ташкент приходилось тратить немалые средства для постоянного ремонта инфраструктуры. В рамках снижения расходов и экономии средств было принято решение о консервации второго пути и промежуточной станции. В 2008 году из-за жестокого налёта был закрыт вокзал на конечной станции Навои.

По случайному совпадению в 2008 году именно в районе промежуточной станции ДЖД началось строительство административного здания Ассоциации таэквондо WTF Узбекистана (с того же 2008 года её руководителем значится – Б. Парпиев).

1 сентября 2012 года на месте заброшенных производственных корпусов бывшего хлебозавода на территории Национального парка был открыт развлекательный комплекс City Makon, включавший в себя детский образовательно-познавательный центр, торговые объекты, теннисный корт, поле для мини футбола, площадку для скейтбордистов, роллеров и велосипедистов, фуд-корт, спорт-бар, Hi-Fi бар, национальную чайхану, летний амфитеатр, три 3D кинозала и летнюю панорамную площадку.

Сообщалось, что комплекс общей площадью в 92 тысячи кв. м. был построен по инициативе ташкентских предпринимателей под эгидой Фонда Форум, патронировавшегося старшей дочерью Ислама Каримова — Гульнарой.

В апреле 2014 года в живописном месте на берегу озера, где когда-то находился уникальный для Узбекистана водный стадион спортивного общества «Динамо», сбоку от Ассоциации таэквондо начал строиться Дворец спорта “Universal” («Universal Sport Saroyi»), а также гостиница «Lake Park Hotel» и ресторан корейской кухни «Midori» (ООО «Eternity Real Group»). Чуть позже здесь же появился хорезмский ресторан Lazgi (куда, вероятно, любят заглянуть не только земляки председателя «Узбекистон темир йуллари»).

Так или иначе, все появившиеся на территории Национального парка новые коммерческие объекты являлись ориентированными на оказание социальных услуг и не нарушали концепции единого общественного пространства, даже наоборот – дополняли его.

К примеру, за короткий срок своего существования City Makon полюбился публике, на его базе прошел целый ряд интересных и запоминающихся ивентов, в том числе международный кинофестиваль «Золотой гепард». Во Дворце спорта регулярно проходят соревнования, в том числе международные чемпионаты, не только по таэквондо, но и по боксу, художественной гимнастике и другим видам. Рестораны, несмотря на более высокий ценовой уровень, открыты для всех желающих, включая иностранных туристов, которые хотят познакомиться с хорезмскими и корейскими блюдами, обогатившими национальную кухню Узбекистана.  

Но всё кардинально изменилось после 2016 года.                  

«Новый» Узбекистан: до основанья! а затем?…

В 2017 году устоявшаяся концепция Национального парка стала претерпевать значительные трансформации.

Конечно, поначалу ничего не предвещало такого поворота. Согласно постановлению президента №ПП-2894 18.04.2017, в рамках превращения Национального парка Узбекистана имени Алишера Навои в уникальный историко-культурный комплекс, способствующий повышению культурного уровня населения, а также ознакомлению гостей и туристов с достижениями национальной литературы, было одобрено создание здесь Аллеи литераторов, как части единого архитектурного ансамбля, гармонично сочетающейся с общей композицией парка и памятником Алишеру Навои.

Таким образом, начатая ранее работа по увековечению памяти народных писателей и поэтов Узбекистана получила последовательное и логическое продолжение. И, если у посетителей могут возникнуть замечания к техническому воплощению Аллеи, то сама её идея и логическая уместность навряд ли будут оспариваться.


«Благодаря созидательному труду нашего народа в годы независимости все более преображается Национальный парк Узбекистана имени Алишера Навои.

… на основе четкого архитектурного плана осуществлена широкомасштабная работа по строительству и благоустройству»,

из постановления президента Республики Узбекистан от 18.04.2017 г. № ПП-2894.    

На свободном месте недалеко от Выставочного зала культуры и искусства было возведено здание Союза писателей Узбекистана.

Сам Выставочный зал был передан в ведение Союза писателей для проведения презентаций книг и различных литературно-просветительских мероприятий. Однако, в январе 2020 года тот же президент внезапно предложил передать Выставочный зал культуры и искусства (который уже как бы вроде литературный центр) Государственному музею истории для создания в нём… музея Ташкента.

Причем, в предыдущее ПП изменение внести, видимо, забыли, а новое ПП о передаче объекта музею писать не стали - зачем заморачиваться юридическими правилами, если всё равно никто не контролирует?!  

Хотя как раз в этом решении последовательность и чёткий архитектурный план не особо прослеживаются:

во-первых, Национальный парк должен нести в себе общенациональный смысл и значение, представлять всё единство народа Узбекистана в многообразии региональных культурно-исторических традиций;

во-вторых, ничего нового нынешняя экспозиция музея не имеет, а лишь дублирует Государственный музей истории: все эти макеты неолитических стоянок и древних городищ там смотрелись более органично;

в-третьих, уж если создавать музей Ташкента, то не специально об истории, а чтобы постараться раскрыть дух присущей ему городской культуры, рассказать о вчера-сегодня-завтра его градостроительной концепции, выдающихся людях и почётных горожанах. Кстати, в Сеуле, который так любят в Ташкенте, замечательный музей города — могли бы ознакомиться с «положительным зарубежным опытом и современными мировыми тенденциями».

Но и с появлением в Национальном парке «персонального» музея Ташкента можно согласиться — это обстоятельство наглядно демонстрирует проблему сильнейших региональных диспропорций между столицей и остальной страной.

Катастрофа Национального парка Узбекистана, на мой взгляд, в другом:


«Одним росчерком пера ликвидировать Национальный парк и отдать его под коммерческий проект — это весьма необдуманный шаг с вероятными нехорошими последствиями для жизни горожан. Кроме всего прочего, 10 тысяч посетителей в день — это большие пробки в центре города, особенно на главной дороге, которая идет в аэропорт. Как собираются решать эту проблему? Национальный парк в центре Ташкента действительно нуждается в обновлении. В парке следует проложить велосипедную дорожку, обогатить его растительный мир, посадить новые и уникальные деревья и цветы, привнести в него привлекательный ландшафтный дизайн. Такой парк должен стать местом красоты, покоя и единения с природой, а не шумных аттракционов и торговых площадок»,

— профессор Алишер Файзуллаев, сентябрь 2017 года.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров №694 от 4 сентября 2017 года, самая посещаемая часть Национального парка Узбекистана площадью 20,79 га с озером без какого-либо общественного обсуждения, конкурса проектов и тендера передана ООО «Stargate systems» для создания современного и высокотехнологического парка культуры и отдыха, ориентированного на обеспечение спроса населения в культурно-досуговых услугах на уровне мировых стандартов. Стоимость инвестиционного проекта обозначена в размере 60 млн долларов США за счет собственных средств или кредитов иностранных банков. Его реализация планировалась в три этапа со сроком полного выполнения до IV-го квартала 2020 года. 22 февраля 2021 года постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 91 (из национальной базы lex.uz этот НПА пропал) в график был добавлен четвертый этап, а срок реализации продлен до IV-го квартала 2022 года.

Постановлением предписывалось обеспечить:

хокимияту Ташкента и минкультуры до 1 октября 2017 года — снос и демонтаж существующих зданий, сооружений и аттракционов парка;

АО «Узбекистон темир йуллари» до 1 октября 2017 года — демонтаж детской железной дороги и снос вспомогательных зданий, расположенных в черте парка;

хокимияту Ташкента совместно с Госкомземкадастр, Госархитектстроем и минкультом до 1 ноября 2017 года — предоставление земельного участка ООО «Stargate systems» на праве долгосрочной аренды сроком на 49 лет, при условии, что он начинает отсчитываться после полной реализации проекта.

Наряду со всем этим, правительство освободило ООО от уплаты таможенных пошлин на стройматериалы, оборудование и прочее, а также разрешило осуществлять строительно-монтажные работы параллельно с разработкой проектно-сметной документации, хотя, согласно постановлению КМ №305 от 05.08.2000 г., строительство объектов с параллельным проектированием может осуществляться в исключительных случаях, связанных с мерами по обеспечению обороноспособности и безопасности страны, устранением последствий стихийных и экологических бедствий, выполнением международных обязательств и решением других неотложных государственных нужд, по согласованию с АП, решением Кабмина по обоснованию минэкономики и госархитектстроя.

По данным Газета.uz, в бизнес-справочнике Golden Pages в качестве сайта ООО "Stargate Systems" указан сайт akfa.uz группы компаний AKFA.

Сразу после этого парковая зона вокруг бывшего Комсомольского озера закрылась для посещений, а 17 сентября 2017 года стал последним днём работы ДЖД.


«Атмосферу непринужденности и легкой суеты нарушил голос диктора станции, который известил о том, что поезд Ташкентской детской железной дороги отправляется в своей заключительный рейс. Не хочется верить, что это был последний в истории рейс ДЖД, и что это место с такой волшебной атмосферой, в которой царят уважение, взаимопонимание и преданность любимому дело, уйдут в небытие»,

Ташкентцы попрощались с Детской железной дорогой, «Газета.uz»

В центральной части Национального парка был демонтирован амфитеатр для массовых мероприятий.

На несколько лет Национальный парк выпал из информационной повестки и обсуждений. Вспомнили о нём 8 апреля 2021 года, когда под покровом темноты неожиданно и безмолвно начался снос Дворца бракосочетаний «Навруз», который буквально накануне вышел из дорогостоящего капремонта. Правоохранительные органы оцепили место проведения работ и не пропускали за периметр собравшихся журналистов, не разрешали проводить фото- и видеосъёмку.

На следующий день СМИ со ссылкой на пресс-службу президента сообщили о том, что главе государства доложен проект «грандиозной» библиотеки, которая будет возведена на месте «Навруза». Кроме того, прошла информация о том, что на территории Национального парка начато строительство Школы творчества имени Алишера Навои, новых зданий Музея литературы имени Алишера Навои и Национального театра драмы, а также Экспозиционного комплекса Государственного музея искусств.

Вслед за «Наврузом» начался демонтаж фонтана, расположенного между Дворцом «Дружба народов» и бывшим амфитеатром.

При этом, никто не собирается информировать общественность, у которой возникают многочисленные вопросы: «Кто проектировал перечисленные объекты? Проводился ли конкурс проектов? Кто будет строить? Проводился ли тендер? Каковы объемы и источники финансирования, предусматривались ли они в государственном бюджете?».

«Газета.uz» адресовала в столичный хокимият просьбу прокомментировать, кто именно будет заниматься строительством, но ответа не получила. Между тем, корреспондент редакции заметил у дворца «Навруз» автомобиль с логотипом Discover Invest, строившего парки Tashkent City и Ашхабад, гостиницу Hilton, конгресс-центр, завод Imzo и Artel, Akfa Medline и др.

Почему нет официальной информации о проектах и графике работ? Почему здания сносятся ночами без предварительного обсуждения или хотя бы информирования? Разве не в этом уважение к гражданам, которое есть основа доверия к государству? Это же какой-то лютый шармандизм - сведения о том, что будет на месте центрального городского парка, общественность должна выуживать и додумывать по случайным фотографиям ведомственных пресс-служб и тому, что попало на скриншоты с видео. К примеру, из сообщения пресс-службы о презентации ряда проектов: "Согласно концепции проекта, в парке будет …" далее по тексту. Парк закрыт с 2017 года, то есть уже 4 года? Получается, что на пятый год речь идет только о концепции? Не о проекте, не о смете, не о графике работ - о КОНЦЕПЦИИ. Почему реконструкция Национального парка отдана не под конкретный проект, не через конкурс проектов, а просто потому что?! Почему через 4 года после закрытия центрального национального прогулочного парка речь идет только о концепции реконструкции? С другой стороны, наоборот, всё сразу становится понятно и про официальную информацию, и про сроки строительства...

«Ностальгия — это замечательно, ребята. Время неумолимо разрушает всё то, к чему прикасается. Точно так же стало и с парком. За последние несколько лет он сильно сдал свои позиции, поскучнел и пожух, кое где даже обветрился. Можно ли это исправить? Я думаю, как минимум, можно попытаться. Компания The Magic хочет сделать именно это».

— говорилось в рекламном материале, вышедшем в ноябре 2020 года на канале Alter Ego, под черно-белые кадры страшной разрухи в парке.

По всей видимости эти фотографии, призванные занизить «Было» для того, чтобы потом контрастнее показать «Стало», сняты уже после того, как хокимият Ташкента, минкультуры и «Узбекистон темир йуллари» выполнили предписание о сносе и демонтаже. В любом случае, фотографии ташкентцев, сделанные, в том числе в последние дни работы парка, говорят об обратном. Парк жил и радовал своих посетителей своим прямым предназначением: спокойный и тихий отдых от городской суеты, спасительная прохлада от летнего зноя, общедоступный и демократичный пляж в центре города. Помимо всего прочего, обильная зелень и большой водоём создавали благоприятный микроклимат и имели важное оздоровительное значение для всего Ташкента.

И вот 1 июня 2021 года, спустя почти 4 года, ташкентцы смогли, наконец, посетить памятное и излюбленное для многих место. «Инвестор-благодетель» помпезно приоткрыл кусочек распиаренного «современного и высокотехнологического парка культуры и отдыха» Magic City.

Что же они увидели на самом деле?

— торговые палатки и ларьки, как на какой-нибудь «Флешке» или «оптовке Катартал» с той лишь разницей, что здесь они стилизованы под зарубежные достопримечательности и находятся под палящим солнцем;

— крытый павильон с детской площадкой, парой аттракционов и боулингом, как в «Ашхабаде» или «Атласе»;

— фудкорт и кинозалы, как в любом торгово-развлекательном центре;

— музыкальный фонтан вместо озера, как в «Next» или «Tashkent City».

Четыре года ожидания? 60 миллионов долларов? Таможенные льготы? Ускоренное строительство без необходимости разрабатывать, согласовывать и утверждать проектно-сметную документацию? 49 лет долгосрочной аренды? И это всё в центре Ташкента, на территории исторического Национального парка страны?
Почему у нас под очередную бутафорскую имитацию сказочных замков позволили засыпать крупнейшее городское озеро и уничтожить Национальный, на минуточку, парк, исковеркать исторический архитектурный облик Бешагача?! 

«Антиквариат — это то, что с каждым годом становится дороже и ценнее. И в нашем городе есть места, здания, памятники, которые являются по сути антиквариатом. И театр Навои, и гостиница Ташкент, правая сторона улицы Навои, Куранты, здания Банка, дома на улице Шота Руставели, всего не перечислишь. А выбрасывать антиквариат, заменяя его дешёвыми подделками неразумно и безграмотно, потому что именно этот городской антиквариат создаёт тот своеобразный дух и аромат города, его неповторимость»,

драматург и кинорежиссер Джасур Исхаков.

В Magic City становится скучно уже в первые 15 минут. Причем не только взрослым, но и детям. На выходе спрашиваю у «особенно молодежи», как целевой аудитории всех кабминовско-президентских постановлений: ну что, придем ещё вечером? С внутренним удовлетворением за воспитание нормального вкуса получаю категорически отрицательный ответ.

Мне стало интересно взглянуть на старые планы и сравнить их с разновременными спутниковыми снимками.  

Оказалось, что перед самым закрытием парка в бывшем развлекательном комплексе City Makon, обращенным в доход государства по уголовному делу в отношении Гульнары Каримовой, обосновалась группа компаний Akfa. В августе 2015 года УзТАГ со ссылкой на Чиланзарское районное отделение судебных исполнителей информировало об объявлении аукционных торгов по реализации ТРЦ City Makon начальной стоимостью 14,75 млрд сумов (почти 5,7 млн долларов по курсу ЦБ на тот период). Никакой другой информации о ходе торгов, участниках и итоговой стоимости в открытом доступе нет. На каком основании Akfa закрыла от общественного доступа периметр, значительно превышающий прежние контуры City Makon, высокими не просматриваемыми ограждениями, населению не сообщили.

На спутниковых снимках видно, что за НИИ педагогических наук появилось новое многоэтажное здание, состоящее из четырёх корпусов с беседками и ландшафтным оформлением между ними. Со стороны площади Бешагач его скрывает упомянутое НИИ, из недавно открывшегося парка развлечений Magic City – макет площади Регистан и океанариум, от улицы Сеульской – высокое металлическое сетчатое ограждение и густая растительность на большой площади (со спутника видно, что здесь оборудованы симпатичные прогулочные тропинки и дорожки).    

Изучение фотографий камня на камне не оставляет от версии застройщика Национального парка о том, что отставание от графика работ якобы «связано с пандемией COVID-19». Все же помнят, что в самый разгар локдауна и пропагандировавшегося из каждого утюга «оставайтесь дома» и «карантина без паники», ни одна стройка в Ташкенте не останавливалась, даже при выявлении вспышек заболеваемости среди рабочих. Это вопиющее лицемерие отлично видно даже из космоса: забитые до отказа парковочные места, наверняка, с разрешительным стикером, недоступным для всех других бизнесменов и предпринимателей.

По этим снимкам можно утверждать без малейших сомнений – работы в парке начались только после окончания строительства собственного огромного офиса, и пандемия только сыграла на руку любителям мутной воды.      

В настоящее время весь периметр Национального парка со стороны улицы Байналмилал закрыт профнастилом, ощущается новый мощный импульс к освоению оставшихся незанятых уголков. Прорублен и оборудован постовой будкой второй въезд, теперь уже к отделанному белым алюкобоном многоэтажному зданию бывшего City Makon, где, по всей видимости, расположилась Discover Invest (OOO «Power Construction Planet») – еще одна из многочисленных компаний и фирм, аффилированных с известной бизнес-империей.

По данным Google Map, значительная часть территории Национального парка отведена под парковочные места для автомобилей сотрудников этих сверхсекретных учреждений.

сентябрь 2020 года

Примечательно, что в других электронных приложениях, пользующихся кадастровыми базами, все эти сооружения и постройки обозначены как «строящиеся», то есть они до сих пор не прошли государственную регистрацию.

июнь 2021 года

Вся эта недоступная для простых смертных ташкентцев серая зона, согласно расчетам Google Earth, занимает площадь немногим менее 12 га.  

Не знаю, кому как, но мне во всём этом видится зловещий символизм, когда Национальный парк — главное общественное пространство даже не Ташкента, а всего Узбекистана, без тендера и обсуждений, передали на полвека в аренду одной бизнес империи. Она моментально поделила территорию на отели и офисы, отделила их высокими ограждениями, и выплюнула горожанам блестящий огрызок в виде бутафорских достопримечательностей. Так в средние века поступали завоеватели, обменивая у аборигенов золотые украшения на фантики и мишуру.

Это же не «современный и высокотехнологический парк культуры и отдыха, ориентированный на обеспечение спроса населения в культурно-досуговых услугах на уровне мировых стандартов», а барахолка.

Теперь, после подписания указа «О мерах по надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив», боюсь, что Ташкент не только Национальный парк профукал — такой дерзкий дух, денежная булимия, цинизм, лицемерие и полное отсутствие морально-этических рефлексий за шесть секунд превратят всю оставшуюся территорию в рыночный актив, причем вместе со всем прикрепленным к ней населением.    

Парк не видали? Национальный такой…: 5 комментариев

  1. Уведомление: О, сколько нам открытий чудных… - righttohousing.net

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s