«Тема религии в Узбекистане будет становиться только острее»

Узбекистан принял закон «О свободе совести и религиозных организациях» в новой редакции. В новом законе одновременно прописаны пункты как о недопустимости вмешательства религии в политику, так и недопустимости гонений на верующих и, что важно, неверующих. В общем, к тексту поводов придраться почти нет. Но мы-то знаем, что все наши проблемы не от формулировок на бумаге, а от того, как эти формулировки реализуются на практике.

Уличные канатоходцы. Фото: Ильдар Садыков (fb.com/ildar.sadikov.52)

… все наши проблемы не от формулировок на бумаге, а от того, как эти формулировки реализуются на практике.


В последние годы тема религии и её места в обществе в нашей стране обострилась. За 30 лет Узбекистан так и не смог выстроить эффективную систему отношений по линиям «государство-религия» и «общество-религия».

Так называемый, старый Узбекистан активно боролся с радикализмом, перегибал палку и, секьюритизировав тему религии, устраивал гонения на всех подряд.

Узбекистан, пытающийся казаться новым, использует такие же методы только в обратном направлении. Пытаясь улучшить свой международный имидж, правительство дало свободу даже там, где её давать не следовало. Но, разве это новость, что мы во всём страна крайностей?

Ещё одной проблемой нашего общества является отсутствие солидарности. Когда идеологическая пропаганда атакует светские ценности под лозунгом «ma’naviyatimizga mos kelmaydi», консервативная часть населения (от простых верующих до радикалов) это, как минимум, игнорирует, а зачастую приветствует. Когда же появляются новости о дискриминации верующих или гонений на них, уже светская часть населения саркастично пожимает плечами — «так вам и надо».

В этом замкнутом круге ни у одной из групп нет понимания, что система, которая считает возможным замазывать картины эпохи Возрождения или объявлять тот или иной музыкальный стиль сатанинским, также считает возможным и заставлять всех подряд сбривать бороды, снимать платки и сажать в тюрьмы. Но это уже к вопросу о гражданской идентичности, которой у нас, к сожалению, тоже нет.

На пятничную молитву. Фото: Ильдар Садыков (fb.com/groups/UzbekistanPhotographers)

Пытаясь улучшить свой международный имидж, правительство дало свободу даже там, где её давать не следовало.


В целом, тема религии в стране будет становиться только острее. Сдвиг (в любую сторону) со сформировавшегося статуса-кво так или иначе будет болезненным. Но, при этом, есть фактор, который может смягчить данный процесс. Это отказ политической элиты от использования религии — особенно радикальных элементов — в качестве инструмента формирования лояльных себе масс. Многие правительства уже не раз пробовали для этого вступать в альянс с радикалами, но ещё ни разу такие авантюры не заканчивались успешно.

Не стоит опасаться активного светского гражданского общества — оно может выступать против тех или иных персоналий в структуре государства, но оно никогда не выступает против самой страны. Опасаться следует выжидающих свой момент радикальных лоялистов, приход к власти которых может подорвать основы государственности, трансформировав очередной ренессанс в новую смуту.

Источник — powerofanalytics


«Серия пенальти» — пробиваем аналитические пенальти происходящим в стране и мире событиям.


Последние новости по этой тематике:

28 июня этого года группа верующих во главе с ректором Исламской академии Узбекистана, заместителем председателя Комитета по делам религий при Кабинете Министров Музаффаром Камиловым, сотрудником Центра исламской цивилизации Аброром Абдуазимовым и бывшим имам-хатибом мечети Ташлакского района Ферганской области Шукрилло Эгамбердиевым провела рейд в книжных магазинах в центре Ташкента, чтобы проверить, насколько продаваемые там книги соответствуют идеологии ислама.

Озодлик

Руководителей двух узбекских интернет-изданий оштрафовали за увлечение материалами религиозного содержания.

Азия-Терра

В Ташкенте уничтожили «Мону Лизу». Растет беспокойство по поводу давления со стороны религиозных радикалов.

Азия-Терра

Добавить комментарий